Защита информации и информационная безопасность международные и российские стандарты. Гост р - национальные стандарты российской федерации в области защиты информации Требования российских и международных стандартов информационной безопасности

Одной из важнейших проблем и потребностей современного общества является защита прав человека в условиях вовлечения его в процессы информационного взаимодействия в том числе, право на защиту личной (персональной) информации в процессах автоматизированной обработки информации.

И. Н. Маланыч, студент 6 курса ВГУ

Институт защиты персональных данных сегодня уже не является той категорией, которую можно регулировать только национальным правом. Важнейшей особенностью современных автоматизированных информационных систем является «наднациональность» многих из них, «выход» их за пределы границ государств, развитие общедоступных мировых информационных сетей, таких, как Интернет, формирование единого информационного пространства в рамках таких международных структур.

Сегодня в Российской Федерации существует проблема не только введения в правовое поле института защиты персональных данных в рамках автоматизированных информационных процессов, но и соотнесения ее с существующими международно-правовыми стандартами в этой области.

Можно выделить три основные тенденции международно-правового регулирования института защиты персональных данных, относимого к процессам автоматизированной обработки информации.

1) Декларирование права на защиту персональных данных, как неотъемлемой части фундаментальных прав человека, в актах общегуманитарного характера, принимаемых в рамках международных организаций.

2) Закрепление и регулирование права за защиту персональной информации в актах регулятивного характера Европейского Союза, Совета Европы, отчасти Содружества Независимых Государств и некоторых региональных международных организаций. Этот класс норм – наиболее универсальный и непосредственно касается прав на защиту персональных данных в процессах автоматизированной обработки информации.

3) Включение норм об охране конфиденциальной информации (в том числе, и персональной) в международные договоры.

Первый способ – исторически появился раньше остальных. В современном мире информационные права и свободы являются неотъемлемой частью фундаментальных прав человека.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на … тайну его корреспонденции» и далее: «Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в этой части повторяет декларацию. Европейская Конвенция 1950 г. детализирует это право: «Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ».

Указанные международные документы закрепляют информационные права человека.

В настоящее время на международном уровне сформировалась устойчивая система взглядов на информационные права человека. В обобщенном плане это - право на получение информации, право на частную жизнь с точки зрения охраны информации о ней, право на защиту информации как с точки зрения безопасности государства, так и с точки зрения безопасности бизнеса, включая финансовую деятельность.

Второй способ - более детального регулирования права на защиту персональной информации связан со все возрастающей в последние годы интенсивностью обработки персональной информации с помощью автоматизированных компьютерных информационных систем. В последние десятилетия в рамках ряда международных организаций был принят ряд международных документов, развивающих основные информационные права в связи с интенсификацией трансграничного обмена информацией и использованием современных информационных технологий. Среди таких документов можно назвать следующие:

Совет Европы в 1980 г. разработал Европейскую конвенцию о защите физических лиц в вопросах, касающихся автоматической обработки личных данных, вступившую в силу в 1985 г. В Конвенции определяется порядок сбора и обработки данных о личности, принципы хранения и доступа к этим данным, способы физической защиты данных. Конвенция гарантирует соблюдение прав человека при сборе и обработке персональных данных, принципы хранения и доступа к этим данным, способы физической защиты данных, а также запрещает обработку данных о расе, политических взглядах, здоровье, религии без соответствующих юридических оснований. Россия присоединилась к Европейской Конвенции в ноябре 2001 года.

В Европейском Союзе вопросы защиты персональных данных регулируются целым комплексом документов. В 1979 г. была принята Резолюция Европарламента «О защите прав личности в связи с прогрессом информатизации». Резолюция предложила Совету и Комиссии Европейских сообществ разработать и принять правовые акты по защите данных о личности в связи с техническим прогрессом в области информатики. В 1980 году приняты Рекомендации Организации по сотрудничеству стран-членов Европейского Союза «О руководящих направлениях по защите частной жизни при межгосударственном обмене данными персонального характера». В настоящее время вопросы защиты персональных данных детально регламентируются директивами Европарламента и Совета Европейского Союза. Это Директивы № 95/46/EC и № 2002/58/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995 года «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных», Директива № 97/66/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 15 декабря 1997 года, касающаяся использования персональных данных и защиты неприкосновенности частной жизни в сфере телекоммуникаций и другие документы.

Акты Европейского Союза характеризуются детальной проработкой принципов и критериев автоматизированной обработки данных, прав и обязанностей субъектов и держателей персональных данных, вопросов их трансграничной передачи, а также ответственности и санкций за нанесение ущерба. В соответствии с Директивой № 95/46/EC в Европейском Союзе создана Рабочая группа по защите индивидуумов в отношении обработки их персональных данных. Она имеет статус консультативного органа и действует в качестве независимой структуры. Рабочая группа состоит из представителя органа, созданного каждым государством-участником для целей надзора за соблюдением на своей территории положений Директивы, представителя органа или органов, учрежденных для институтов и структур Сообщества, и представителя Еврокомиссии.

В рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) действуют «Основные положения о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными» , которая была принята 23 сентября 1980 года. В преамбуле этой Директивы говорится: «…Страны - члены ОЭСР сочли необходимым разработать Основные положения, которые могли бы помочь унифицировать национальные законы о неприкосновенности частной жизни и, обеспечивая соблюдение соответствующих прав человека, вместе с тем не допустили бы блокирования международных обменов данными…». Настоящие положения применяются как в государственном, так и в частном секторе к персональным данным, которые либо в связи с процедурой их обработки, либо в связи с их характером или контекстом их использования несут в себе угрозу нарушения неприкосновенности частной жизни и индивидуальных свобод. В ней определена необходимость обеспечения персональных данных должными механизмами защиты от рисков, связанных с их потерей, уничтожением, изменением или разглашением, несанкционированным доступом. Россия, к сожалению, в этой организации не участвует.

Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 16 октября 1999г. принят Модельный Закон «О персональных данных».

По закону «Персональные данные» - информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие. В законе также перечислены принципы правового регулирования персональных данных, формы государственного регулирования операций с персональными данными, права и обязанности субъектов и держателей персональных данных.

Представляется, что рассмотренный второй способ нормативного регулирования защиты персональных данных в международных правовых актов является наиболее интересным для анализа. Нормы этого класса не только непосредственно регулируют общественные отношения в этой области, но и способствуют приведению законодательства стран-членов к международным стандартам, тем самым обеспечивая действенность этих норм на их территории. Тем самым, обеспечивается и гарантированность закрепленных во Всеобщей декларации прав человека информационных прав в смысле декларированного в статье 12 последней «права на защиту закона от …вмешательства или …посягательств».

Третий способ закрепления норм о защите персональных данных - закрепление их правовой охраны в международных договорах.

Статьи об обмене информацией включаются в международные договоры о правовой помощи, об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в определенной общественной, культурной сфере.

По ст. 25 Договора между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, государства обязаны предоставлять информацию, составляющую профессиональную тайну. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам содержит статью 15 «Конфиденциальность»: запрашиваемая сторона может потребовать сохранения конфиденциальности переданной информации. Практика заключения международных договоров показывает стремление договаривающихся государств соблюдать международные стандарты защиты персональных данных.

Представляется, что наиболее эффективным механизмом регулирования этого института на международно-правовом уровне является издание специальных регулятивных документов в рамках международных организаций. Этот механизм не только способствует соответствующему внутреннему регулированию затронутых в начале статьи актуальных проблем защиты персональной информации внутри этих организаций, но и благотворно влияет на национальное законодательство стран-участниц.

1.1. Международные стандарты информационного обмена

Обеспечение информационной безопасности (ИБ) необходимо проводить с учетом соответствующих стандартов и спецификаций.

Стандарты в области криптографии и Руководящие документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России, ранее Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации) закреплены законодательно.

Роль стандартов зафиксирована в основных понятиях закона РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. под номером 184-ФЗ (принят Государственной Думой 15 декабря 2002 г.):

стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Выделяют две группы стандартов и спецификаций в области ИБ:

оценочные стандарты , предназначенные для оценки и классификации информационных систем и средств защиты по требованиям безопасности;

спецификации , регламентирующие различные аспекты реализации и использования средств и методов защиты.

Оценочные стандарты описывают важнейшие понятия и аспекты информационных систем (ИС), играя роль организационных и архитектурных спецификаций.

Другие спецификации определяют, как именно строить ИС предписанной архитектуры и выполнять организационные требования.

К оценочным стандартам относятся:

1. Стандарт МО США «Критерии оценки доверенных компьютерных сетей» (Department of Defense Trusted Computer System Evaliation Criteria, TCSEC), («Оранжевая книга») и его сетевая конфигурация «Гармонизированные критерии Европейских стран».

2. Международный стандарт «Критерии оценки безопасности информационных технологий».

3. Руководящие документы ФСТЭК России.

4. Федеральный стандарт США «Требования безопасности для криптографических модулей».

5. Международный стандарт ISO IES 15408:1999 «Критерии оценки безопасности информационных технологий» («Общие критерии»).

Технические спецификации , применимые к современным распределенным ИС, создаются, «Тематической группой по технологии Internet » (Internet Engineering Task Force, IETF) и ее подразделением – рабочей группой по безопасности. Ядром рассматриваемых технических спецификаций служат документы по безопасности на IP-уровне (IPsec). Кроме этого, анализируется защита на транспортном уровне (Transport Layer Security, TLS), а также на уровне приложений (спецификации GSS-API, Kerberos). Необходимо отметить, что Internet-сообщество уделяет должное внимание административному и процедурному уровням безопасности («Руководство по информационной безопасности предприятия», «Как выбирать поставщика Интернет-услуг», «Как реагировать на нарушения информационной безопасности»).

Сетевая безопасность определяется спецификациями Х.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем », Х.500 «Служба директорий: обзор концепций, моделей и сервисов » и Х.509 «Служба директорий: каркасы сертификатов открытых ключей и атрибутов ».

Британский стандарт BS 7799 «Управление информационной безопасностью. Практические правила » предназначен для руководителей организаций и лиц, отвечающих за информационную безопасность, без сколько-нибудь существенных изменений воспроизведен в международном стандарте ISO/IEC 17799.

Общие сведения о стандартах и спецификациях в области информационной безопасности представлены ниже.

«Оранжевая книга»

В «Оранжевой книге» заложен понятийный базис ИБ:

– безопасная и доверенная системы,

– политика безопасности,

– уровень гарантированности,

– подотчетность,

– доверенная вычислительная база,

– монитор обращений,

– ядро и периметр безопасности. Стандарт выделяет политику безопасности, как добровольное (дискреционное) и принудительное (мандатное) управление доступом, безопасность повторного использования объектов.

С концептуальной точки зрения наиболее значимый документ в ней – «Интерпретация “Оранжевой книги” для сетевых конфигураций» (Trusted Network Interpretation). Он состоит из двух частей. Первая содержит интерпретацию, во второй описываются сервисы безопасности, специфичные или особенно важные для сетевых конфигураций.

Важнейшее понятие, введенное в первой части, – сетевая доверенная вычислительная база. Другой принципиальный аспект – учет динамичности сетевых конфигураций. Среди защитных механизмов выделена криптография, помогающая поддерживать как конфиденциальность, так и целостность.

Также стандарт описывает достаточное условие корректности фрагментирования монитора обращений, являющееся теоретической основой декомпозиции распределенной ИС в объектно-ориентированном стиле в сочетании с криптографической защитой коммуникаций.

Гармонизированные критерии Европейских стран

В этих критериях отсутствуют требования к условиям, в которых должна работать информационная система. Предполагается, что сначала формулируется цель оценки, затем орган сертификации определяет, насколько полно она достигается, т. е. в какой мере корректны и эффективны архитектура и реализация механизмов безопасности в конкретной ситуации. Чтобы облегчить формулировку цели оценки, стандарт содержит описание десяти примерных классов функциональности, типичных для правительственных и коммерческих систем.

В «Гармонизированных критериях» подчеркивается различие между системами и продуктами информационных технологий, но для унификации требований вводится единое понятие – объект оценки.

Важно указание и на различие между функциями (сервисами) безопасности и реализующими их механизмами, а также выделение двух аспектов гарантированности – эффективности и корректности средств безопасности.

«Гармонизированные критерии» подготовили появление международного стандарта ISO/IEC 15408:1999 «Критерии оценки безопасности информационных технологий» (Evaluation criteria for IT security), в русскоязычной литературе именуемого «Общими критериями».

На данный момент времени «Общие критерии» – самый полный и современный оценочный стандарт. Это стандарт, определяющий инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования; он не содержит предопределенных классов безопасности. Такие классы можно строить, опираясь на заданные требования.

«Общие критерии» содержат два основных вида требований безопасности:

Функциональные, соответствующие активному аспекту защиты, предъявляемые к функциям (сервисам) безопасности и реализующим их механизмам;

Требования доверия, соответствующие пассивному аспекту; они предъявляются к технологии и процессу разработки и эксплуатации. Требования безопасности формулируются, и их выполнение проверяется для определенного объекта оценки – аппаратно-программного продукта или информационной системы.

Безопасность в «Общих критериях» рассматривается не статично, а в соответствии с жизненным циклом объекта оценки.

«Общие критерии» способствуют формированию двух базовых видов используемых на практике нормативных документов – это профиль защиты и задание по безопасности.

Профиль защиты представляет собой типовой набор требований, которым должны удовлетворять продукты и/или системы определенного класса.

Задание по безопасности содержит совокупность требований к конкретной разработке, их выполнение позволит решить поставленные задачи по обеспечению безопасности.

Руководящие документы (РД) ФСТЭК России начали появляться несколько позже, уже после опубликования «Гармонизированных критериев», и, по аналогии с последними, подтверждают разницу между автоматизированными системами (АС) и продуктами (средствами вычислительной техники, СВТ).

В 1997 г. был принят РД по отдельному сервису безопасности – межсетевым экранам (МЭ). Его основная идея состоит в классификации МЭ на основании осуществляющих фильтрацию потоков данных уровней эталонной семиуровневой модели – получила международное признание и продолжает оставаться актуальной.

В 2002 г. Гостехкомиссия России приняла в качестве РД русский перевод международного стандарта ISO/IEC 15408:1999 «Критерии оценки безопасности информационных технологий».

Х.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем»

Среди технических спецификаций основным документом является

Х.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем». Здесь выделены важнейшие сетевые сервисы безопасности: аутентификация, управление доступом, обеспечение конфиденциальности и/или целостности данных, а также невозможность отказаться от совершенных действий. Для реализации сервисов предусмотрены следующие сетевые механизмы безопасности и их комбинации: шифрование, электронная цифровая подпись (ЭЦП), управление доступом, контроль целостности данных, аутентификация, дополнение трафика, управление маршрутизацией, нотаризация. Выбраны уровни эталонной семиуровневой модели, на которых могут быть реализованы сервисы и механизмы безопасности. Детально рассмотрены вопросы администрирования средств безопасности для распределенных конфигураций.

Спецификация Internet-сообщества RFC 1510 «Сетевой сервис аутентификации Kerberos (V5)»

Он относится к проблеме аутентификации в разнородной распределенной среде с поддержкой концепции единого входа в сеть. Сервер аутентификации Kerberos представляет собой доверенную третью сторону, владеющую секретными ключами обслуживаемых субъектов и помогающую им в попарной проверке подлинности. Клиентские компоненты Kerberos присутствуют в большинстве современных операционных систем.

Федеральный стандарт США FIPS 140-2 «Требования безопасности для криптографических модулей» (Security Requiremen ts for Cryptographic Modules)

Он выполняет организующую функцию, описывая внешний интерфейс криптографического модуля, общие требования к подобным модулям и их окружению. Наличие такого стандарта упрощает разработку сервисов безопасности и профилей защиты для них.

«Обобщенный прикладной программный интерфейс службы безопасности»

Криптография как средство реализации сервисов безопасности имеет две стороны: алгоритмическую и интерфейсную. Интерфейсный аспект наряду со стандартом FIPS 140-2 предложило Internet-сообщество в виде технической спецификации «Обобщенный прикладной программный интерфейс службы безопасности» (Generic Security Service Application Program Interface, GSS-API).

Интерфейс безопасности GSS-API предназначен для защиты коммуникаций между компонентами программных систем, построенных в архитектуре клиент/сервер. Он создает условия для взаимной аутентификации общающихся партнеров, контролирует целостность пересылаемых сообщений и служит гарантией их конфиденциальности. Пользователями интерфейса безопасности GSS-API являются коммуникационные протоколы (обычно прикладного уровня) или другие программные системы, самостоятельно выполняющие пересылку данных.

Технические спецификации IPsec

Они описывают полный набор средств обеспечения конфиденциальности и целостности на сетевом уровне. Для доминирующего в настоящее время протокола IP версии 4 они носят необязательный характер; в версии IPv6 их реализация обязательна. На основе IPsec строятся защитные механизмы протоколов более высокого уровня, вплоть до прикладного, а также законченные средства безопасности, в том числе виртуальные частные сети. IPsec существенным образом опирается на криптографические механизмы и ключевую инфраструктуру.

TLS, средства безопасности транспортного уровня (Transport Layer Security, TLS)

Спецификация TLS развивает и уточняет популярный протокол Secure Socket Layer (SSL), используемый в большом числе программных продуктов самого разного назначения.

Х.500 «Служба директорий: обзор концепций, моделей и сервисов»

В инфраструктурном плане очень важны рекомендации Х.500 «Служба директорий: обзор концепций, моделей и сервисов» (The Directory: Overview of concepts, models and services) и Х.509 «Служба директорий: каркасы сертификатов открытых ключей и атрибутов» (The Directory: Public-key and attribute certificate frameworks). В рекомендациях Х.509 описан формат сертификатов открытых ключей и атрибутов – базовых элементов инфраструктур открытых ключей и управления привилегиями.

Обеспечение информационной безопасности – проблема комплексная, требующая согласованного принятия мер на законодательном, административном, процедурном и программно-техническом уровнях. При разработке и реализации базового документа административного уровня (политики безопасности организации) может использоваться рекомендация Internet-сообщества «Руководство по информационной безопасности предприятия» (Site Security Handbook). В нем освещаются практические аспекты формирования политики и процедур безопасности, поясняются основные понятия административного и процедурного уровней, содержится мотивировка рекомендуемых действий, затрагиваются темы анализа рисков, реакции на нарушения информационной безопасности и действий после ликвидации нарушения. Более подробно последние вопросы рассмотрены в рекомендации «Как реагировать на нарушения информационной безопасности» (Expectations for Computer Security Incident Response). В этом документе можно найти и ссылки на информационные ресурсы, и практические советы процедурного уровня.

При развитии и реорганизации корпоративных информационных систем окажется полезной рекомендация «Как выбирать поставщика Internet-услуг» (Site Security Handbook Addendum for ISPs). В первую очередь ее положений необходимо придерживаться в ходе формирования организационной и архитектурной безопасности, на которой базируются прочие меры процедурного и программно-технического уровней.

Британский стандарт BS 7799 «Управление информационной безопасностью. Практические правила»

Для практического создания и поддержания режима информационной безопасности с помощью регуляторов административного и процедурного уровней необходимо использовать британский стандарт BS 7799 «Управление информационной безопасностью. Практические правила» (Code of practice for information security management) и его вторую часть BS 7799-2:2002 «Системы управления информационной безопасностью – спецификация с руководством по использованию» (Information security management systems – Specification with guidance for use). В нем разъясняются такие понятия и процедуры, как политика безопасности, общие принципы организации защиты, классификация ресурсов и управление ими, безопасность персонала, физическая безопасность, принципы администрирования систем и сетей, управление доступом, разработка и сопровождение ИС, планирование бесперебойной работы организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Важность обеспечения информационной безопасности сложно переоценить, так как необходимость хранить и передавать данные является неотъемлемой частью ведения любого бизнеса.

Различные способы информационной защиты зависят от того, в какой форме осуществляется ее хранение, однако для того, чтобы систематизировать и упорядочить данную область, необходимо установление стандартов обеспечения информационной безопасности, поскольку стандартизация является важным определителем качества в оценке предоставляемых услуг.

Любое обеспечение информационной безопасности нуждается в контроле и проверке, которая не может быть произведена только лишь методом индивидуальной оценки, без учета международных и государственных стандартов.

Формирование стандартов информационной безопасности происходит после четкого определения ее функций и границ. Информационная безопасность – это обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности данных.

Для определения состояния информационной безопасности наиболее применима качественная оценка, так как выразить степень защищенности или уязвимости в процентном соотношении возможно, но это не дает полной и объективной картины.

Для оценки и аудита безопасности информационных систем можно применить ряд инструкции и рекомендаций, которые и подразумевают под собой нормативное обеспечение.

Государственные и международные стандарты информационной безопасности

Контроль и оценка состояния безопасности осуществляется путем проверки их соответствия стандартам государственным (ГОСТ, ИСО) и международным (Iso, Common criteris for IT security).

Международный комплекс стандартов, разработанных Международной Организацией по Стандартизации (ISO), представляет собой совокупность практик и рекомендаций по внедрению систем и оборудования информационной защиты.

ISO 27000 – один из самых применимых и распространенных стандартов оценки, включающий в себя более 15 положений, и имеющих последовательную нумерацию.

Согласно критериям оценки стандартизации ISO 27000, безопасность информации – это не только ее целостность, конфиденциальность и доступность, а также аутентичность, надежность, отказоустойчивость и идентифицируемость. Условно эту серию стандартов можно разделить на 4 раздела:

  • обзор и введение в терминологию, описание терминов, применяемых в сфере обеспечения безопасности;
  • обязательные требования к системе управления информационной безопасностью, подробное описание методов и средств управления системой. Является основным стандартом этой группы;
  • рекомендации для аудита, руководство по мерам обеспечения безопасности;
  • стандарты, рекомендующие практики внедрения, развития и усовершенствования системы управления информационной безопасностью.

К государственным стандартам обеспечения информационной безопасности относится ряд нормативных актов и документов, состоящих из более чем 30 положений (ГОСТ).

Различные стандарты направлены не только на установление общих критериев оценки, как например ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408, содержащий методологические указания по оценке безопасности, перечень требований к системе управления. Они могут быть и специфическими, а также содержать в себе практическое руководство.

Правильная организация склада и его регулярный контроль работы поможет исключить хищение товарных и материальных ценностей, что негативно сказывается на финансовом благополучии любого предприятия, независимо от формы его собственности.

К моменту запуска система автоматизации склада проходит ещё два этапа: внутреннее тестирование и наполнение данными. После такой подготовки система запускается в полном объёме. Более подробно об автоматизации читайте тут.

Взаимосвязь и совокупность методик приводят к разработке общих положений и к слиянию международной и государственной стандартизаций. Так, ГОСТы РФ содержат дополнения и ссылки на международные стандарты ISO.

Такое взаимодействие помогает выработать единую систему контроля и оценки, что, в свою очередь, значительно повышает эффективность применения данных положений на практике, объективно оценивать результаты работы и в целом улучшать .

Сравнение и анализ национальных и международных систем стандартизации

Количество европейских норм стандартизации по обеспечению и контролю информационной безопасности значительно превышает те правовые нормы, которые устанавливает РФ.

В национальных государственных стандартах преобладающими являются положения о защите информации от возможного взлома, утечки и угроз ее потери. Иностранные системы защиты специализируются на разработке стандартов доступа к данным и осуществления аутентификации.

Различия имеются так же и в положениях, относящихся к осуществлению контроля и аудита систем . Кроме того, практика применения и внедрения системы управления информационной безопасностью европейской стандартизации проявляется практически во всех сферах жизни, а стандарты РФ в основном направлены на сохранение материального благосостояния.

Тем не менее, постоянно обновляющиеся государственные стандарты содержат необходимый минимальный набор требований, позволяющий создать грамотную систему управления информационной безопасностью.

Стандарты информационной безопасности передачи данных

Ведение бизнеса предполагает как хранение, так и обмен, и передачу данных посредством сети Интернет. В современном мире совершение валютных операций, осуществление коммерческой деятельности и перевод средств зачастую происходит в сети, и обеспечить информационную безопасность данной деятельности возможно, только лишь применяя, грамотный и профессиональный подход.

В сети интернет существует множество стандартов, обеспечивающих безопасное хранение и передачу данных, широко известные антивирусные программы защиты, специальные протоколы финансовых операций и множество других.

Скорость развития информационных технологий и систем настолько велика, что значительно опережает создание протоколов и единых стандартов для их использования.

Одним из популярных протоколов безопасной передачи данных является SSL (Secure Socket Layer), разработанный американскими специалистами. Он позволяет обеспечивать защиту данных с помощью криптографии.

Преимуществом данного протокола является возможность проверки и аутентификации, например , непосредственно перед обменом данными. Однако использование подобных систем при передаче данных является скорее рекомендательным, так как применение этих стандартов не являются обязательными для предпринимателей.

Для открытия ООО необходим устав предприятия. Процедура, которая разрабатывается в соответствии с законодательством РФ. Написать его можно самому, в качестве пособия взять типовой образец, а можно обратиться к специалистам, которые его напишут.

Начинающему бизнесмену, планирующему развивать собственный бизнес в статусе индивидуального предпринимателя, необходимо при заполнении заявления указать код экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД. Подробности тут.

Для осуществления безопасных трансакций и операций был разработан протокол передачи SET (Security Electronic Transaction), позволяющий минимизировать риски при проведении коммерческих и торговых операций. Данный протокол является стандартом для платежных систем Visa и Master Card, позволяя использовать защитный механизм платежной системы.

Комитеты, проводящие стандартизацию интернет ресурсов, являются добровольными, поэтому осуществляемая ими деятельность не является правовой и обязательной к применению.

Однако мошенничество в сети интернет в современном мире признано одной из глобальных проблем, следовательно, обеспечить информационную безопасность без применения специальных технологий и их стандартизации просто невозможно.

Георгий Гарбузов,
CISSP, MCSE:Security, дирекция информационной безопасности Страховой Группы "УРАЛСИБ"

ИСТОРИЯ стандартизации, как процесса установления единых требований, пригодных для многократного применения, насчитывает несколько тысячелетий - еще при строительстве пирамид в Древнем Египте использовались блоки стандартного размера, а специальные люди контролировали степень соответствия этому древнему стандарту. Сегодня стандартизация занимает прочное место практически во всех отраслях человеческой деятельности.

Стандартизация в области информационной безопасности

Стандартизация в области информационной безопасности (ИБ) выгодна и профессионалам, и потребителям продуктов и услуг ИБ, так как позволяет установить оптимальный уровень упорядочения и унификации, обеспечить взаимозаменяемость продуктов ИБ, а также измеряемость и повторяемость результатов, полученных в разных странах и организациях. Для профессионалов - это экономия времени на поиск эффективных и зарекомендовавших себя решений, а для потребителя - гарантия получения результата ожидаемого качества.

Объектом стандартизации может являться любой продукт или услуга ИБ: метод оценки, функциональные возможности средств защиты и параметры настройки, свойства совместимости, процесс разработки и производства, системы менеджмента и т.д.

Стандартизация, в зависимости от состава участников, бывает международной, региональной или национальной, при этом международная стандартизация (наравне с официальными органами стандартизации, такими как ISO) включает в себя стандартизацию консорциумов (например, IEEE или SAE), а национальная стандартизация бывает государственной или отраслевой.

Остановимся подробнее на некоторых востребованных сегодня зарубежных стандартах, так или иначе затрагивающих вопросы информационной безопасности.

Международные стандарты в области ИБ - зарубежный опыт

Стандартизация в области ИБ за рубежом развивается уже не один десяток лет, и некоторые страны, например Великобритания, имеют огромный опыт в разработке стандартов - многие британские национальные стандарты, такие как BS7799-1/2, приобрели со временем статус международных. С них и начнем.

Международные стандарты ISO 27002 и ISO 27001

Пожалуй, на сегодня это самые востребованные стандарты в области ИБ.

ISO 27002 (прежде ISO 17799) содержит свод рекомендаций по эффективной организации систем управления ИБ на предприятии, затрагивая все ключевые области, в частности:

  • формирование политики ИБ;
  • безопасность, связанная с персоналом;
  • безопасность коммуникаций;
  • физическая безопасность;
  • управление доступом;
  • обработка инцидентов;
  • обеспечение соответствия требованиям законодательства.

Стандарт ISO 27001 является сборником критериев при проведении сертификации системы менеджмента, по результатам которой аккредитованным органом по сертификации выдается международный сертификат соответствия, включаемый в реестр.

Согласно реестру, в России в настоящее время зарегистрировано около полутора десятка компаний, имеющих такой сертификат, при общем числе сертификаций в мире более 5000. Подготовка к сертификации может осуществляться либо силами самой организации, либо консалтинговыми компаниями, причем практика показывает, что намного проще получить сертификат ISO 27001 компаниям, уже имеющим сертифицированную систему управления (например, качеством).

Стандарты ISO 27001/27002 являются представителями новой серии стандартов, окончательное формирование которой еще не закончено: в разработке находятся стандарты 27000 (основные принципы и терминология), 27003 (руководство по внедрению системы управления ИБ), 27004 (измерение эффективности системы управления ИБ) и другие - всего в серии 27000 предполагается более 30 стандартов. Подробнее о составе серии и текущем состоянии ее разработки можно узнать на официальном сайте ISO (www.iso.org).

Международные стандарты ISO13335 и ISO15408

Стандарт ISO 13335 является семейством стандартов безопасности информационных технологий, охватывающих вопросы управления ИТ-безопасностью, предлагая конкретные защитные меры и способы. В настоящее время происходит постепенное замещение серии 13335 более новой серией 27000. Стандарт ISO 15408 содержит единые критерии оценки безопасности ИТ-систем на программно-аппаратном уровне (подобно знаменитой Оранжевой книге, которая также известна как критерии оценки TCSEC, или европейские критерии ITSEC), которые позволяют сравнивать результаты, полученные в разных странах.

В целом данные стандарты, хотя и содержат лишь технологическую часть, могут использоваться как независимо, так и при построении систем управления ИБ в рамках, например, подготовки к сертификации на соответствие ISO 27001.

CobiT

CobiT представляет собой набор из около 40 международных стандартов и руководств в области управления ИТ, аудита и безопасности и содержит описания соответствующих процессов и метрик. Основная цель CobiT заключается в нахождении общего языка между бизнесом, имеющим конкретные цели, и ИТ, способствующими их достижению, позволяя создавать адекватные планы развития информационных технологий организации.

CobiT применяется для аудита и контроля системы управления ИТ организации и содержит подробные описания целей, принципов и объектов управления, возможных ИТ-процессов и процессов управления безопасностью. Полнота, понятные описания конкретных действий и инструментов, а также нацеленность на бизнес делают CobiT хорошим выбором при создании информационной инфраструктуры и системы управления ею.

В следующей части статьи мы рассмотрим некоторые интересные национальные и отраслевые зарубежные стандарты, такие как NIST SP 800, BS, BSI, PCI DSS, ISF, ITU и другие.

Комментарий эксперта

Алексей Плешков,
начальник отдела защиты информационных технологий, Газпромбанк (Открытое акционерное общество)

Дополнительно к приведенному выше обзору международных стандартов хотелось бы обратить внимание на еще один регламентирующий документ по информационной безопасности, не распространенный на территории РФ. Одним из таких стандартов является документ из линейки методов EBIOS.

Проект EBIOS по разработке методов и инструментальных средств управления ИБ в информационных системах поддерживается правительством Франции и продвигается комиссией DCSSI при премьер-министре Франции на уровень общеевропейского. Назначение этого проекта - способствовать повышению безопасности информационных систем государственных или частных организаций (http://www.securiteinfo.com/conseils/ebios.shtml).

Текст комплекта документации на продукт автоматизации оценочных задач обеспечения ИБ "Методологические инструментальные средства достижения безопасности информационных систем EBIOS (определение потребностей и идентификация целей безопасности)" был опубликован на официальном сайте правительства Франции, посвященном вопросам обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем в 2004 г.

Метод EBIOS, предложенный Генеральным секретариатом министерства национальной обороны Франции и названный "Определение потребностей и идентификация целей безопасности" (EBIOS), был разработан с учетом международных стандартов, направленных на обеспечение ИБ. Он формализует подход к осуществлению оценки и обработки рисков в области безопасности информационных систем и применяется для оценки уровня ИБ в разрабатываемых и существующих системах.
Цель метода - позволить любой организации, находящейся под управлением государства, определить перечень действий по обеспечению безопасности, которые необходимо предпринять в первую очередь. Метод может быть реализован администраторами подразделения безопасности организации и может применяться на всех уровнях структуры разрабатываемой или существующей информационной системы (подсистемы, прикладные программы).

Подход EBIOS учитывает три основных свойства ИБ: конфиденциальность, целостность и доступность как информации, так и систем, а также среды, в которой они находятся. В определенных случаях предлагается позаботиться об обеспечении потребностей неотказуемости, авторизации и аутентификации.

План лекции

1. Предпосылки создания международных стандартов информационной безопасности (ИБ)

1.1. Назначение и цели международной стандартизации

1.2. Международная организация по стандартизации, ISO

1.3. Основные международные стандарты информационной безопасности

2. Критерии оценки доверенных компьютерных систем («Оранжевая книга» )

2.1.Основные сведения

2.2 Основные требования и средства

3. Основные понятия

4.Механизмы реализации безопасности

5. Разделы и классы безопасности.

5.1. Разделы безопасности

5.2. Классы безопасности

6. Краткая классификация

Международные критерии оценки безопасности информационных технологий зарубежных стран

План лекции

1. Гармонизированные критерии европейских стран

2. Германский стандарт BSI

3. Британский стандарт BS 7799

4. Международный стандарт IS О/ I ЕС 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий". «Общие критерии»

Предпосылки создания международных стандартов ИБ

1.1. Общие вопросы

За рубежом разработка стандартов проводится непрерывно, последовательно публикуются проекты и версии стандартов на разных стадиях согласования и утверждения. Некоторые стандарты поэтапно углубляются и детализируются в виде совокупности взаимосвязанных по концепциям и структуре групп стандартов.

Принято считать, что неотъемлемой частью общего процесса стандартизации информационных технологий (ИТ) является разработка стандартов, связанных с проблемой безопасности ИТ, которая приобрела большую актуальность в связи с тенденциями все большей взаимной интеграции прикладных задач, построения их на базе распределенной обработки данных, систем телекоммуникаций, технологий обмена электронными данными.

Разработка стандартов для открытых систем , в том числе и стандартов в области безопасности ИТ, осуществляется рядом специализированных международных организаций и консорциумов таких, как, например, ISO, IЕС, ITU-T, IEEE, IАВ, WOS, ЕСМА, X/Open, OSF, OMG.

Значительная работа по стандартизации вопросов безопасности ИТ проводится специализированными организациями и на национальном уровне. Все это позволило к настоящему времени сформировать достаточно обширную методическую базу, в виде международных, национальных и отраслевых стандартов, а также нормативных и руководящих материалов, регламентирующих деятельность в области безопасности ИТ.

1.2. Состояние международной нормативно-методической базы

С целью систематизации анализа текущего состояния международной нормативно-методической базы в области безопасности ИТ необходимо использовать некоторую классификацию направлений стандартизации .

В общем случае, можно выделить следующие направления :

1. Общие принципы управления информационной безопасностью.

2. Модели безопасности ИТ.

3. Методы и механизмы безопасности ИТ (такие, как, например: методы аутентификации, управления ключами и т.п.).

4. Криптографические алгоритмы.

5. Методы оценки безопасности информационных систем.

6. Безопасность EDI-технологий.

7. Безопасность межсетевых взаимодействий (межсетевые экраны).

8. Сертификация и аттестация объектов стандартизации.

Назначение и цели международной стандартизации

Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направле-но на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации.

В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. ИСО является головной международной организацией в области стандартизации.

1.4. Международная организация по стандартизации, ISО

Международная организация по стандартизации, IS О (International О rganization for Standartization , ISO) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация IS О начала функционировать 23 февраля 1947 г . как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название IS О (ИСО).

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники , относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК ). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается и проблемами сертификации.

Цель ISO - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Последние материалы раздела:

Чем отличается нетбук от ноутбука — Что лучше
Чем отличается нетбук от ноутбука — Что лучше

Современный мир мобильных устройств развивается в бешеном темпе. Производители стараются минимизировать трудозатраты человека, работающего на таком...

Обзор АС ВАЛ от LCT. Сравнение с НПО АЕГ. Напольная акустика Quad Z4
Обзор АС ВАЛ от LCT. Сравнение с НПО АЕГ. Напольная акустика Quad Z4

Вступение Да знаю, что обзор пожалуй делать уже поздно, но это мой первый обзор и я решил сделать его на нашумевшую AС 3 так как это много кого...

Интересные факты из жизни скандальной девушки!
Интересные факты из жизни скандальной девушки!

Как тебя угораздило попасть в качалку в 17 лет? (более 10 лет назад) Комплексы, комплексы. По тогдашним стандартам красоты я казалась худой:...