Сценарий урока "Алгоритмы: линейные, с ветвлением, с повторением". Алгоритмическая структура цикл. Команды повторения Просмотр содержимого презентации «презентация к уроку»

«Формы представления алгоритма» - Содержательно-методическая линия «Алгоритмизация и программирование». Программирование. Формы представления алгоритмов. Нужно ли соблюдать порядок в алгоритме? Переправить волка. 4.1.2. Блок-схемы алгоритмов. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

«Алгоритм уроки» - Команды такого алгоритма выполняются последовательно сверху вниз. Графически (блок-схемой). Разветвляющийся. Исполнители алгоритмов. Практическое задание. Откройте графический редактор. Циклический. Алгоритмы бывают очень сложными и большими по объему. Блоки. Алгоритм составляется с учетом исполнителя.

«Схема алгоритма» - Перед сном я умываюсь и чищу зубы. Пока времени меньше 22.00 я буду смотреть телевизор. Начало. Если завтра будет очень холодно, то я не пойду в школу. Разветвляющийся алгоритм (неполная форма). Миша заболел, и сегодня не пришел в школу. Разветвляющийся алгоритм (полная форма). Пример: Иначе придется идти на уроки.

«Циклический процесс» - Распродажа! Какие операторы используются для организации цикла с неизвестным числом повторений? Когда при решении задач применяют счётный цикл? Как по-другому называют цикл с постусловием? При каком условии происходит выход из цикла с постусловием? Сколько раз выполняется цикл с постусловием? Что мы называем циклами?

«Основы алгоритмизации» - Определение Способы описания Типы алгоритмов. Здесь можно прочитать основное о алгоритмах. Конец. Словесная форма записи - алгоритм записан словами и предназначен для человека. Программа Сумма Описание а,в,с:Целый Конец_описания а:=5 в:=9 с:=а+в Вывод (‘сумма= ‘, с) Конец_Программы. Линейный алгоритм.

«Понятие алгоритма» - Алгоритм всегда рассчитан на исполнение неразмышляющим исполнителем – формальное выполнение алгоритма. Формализация понятия алгоритма. Алгоритм (лат. algorithmi – аль Хорезми – ср. азиатский математик IX в.,). Построить алгоритмы не удавалось, возникло понятие алгоритмически неразрешимой задачи. Определение алгоритма является интуитивным понятием, а не строго математическим.

Всего в теме 32 презентации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока – Алгоритмическая конструкция «Повторение»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

получение представлений об алгоритмической конструкции «повторение(цикл)»; видах циклов, умений исполнять алгоритм содержащий цикл с заданным условием работы; умений составлять простые (короткие) алгоритмы с повторением для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять алгоритмы с повторением в различных процессах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе

Словарь урока: алгоритм, повторение, циклический алгоритм, тело цикла.

Ресурсы урока: ПК подключенные к Интернет, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, среда программирования Кумир.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

1 этап. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике. С хорошим настроением начинаем работать. Я желаю вам успеха.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Взаимодействие с учителем

Умение настраиваться на занятие

2 этап.

Актуализация знаний:

- Проверка домашней работы (у доски),

- Устное повторение

(пока идет работа у доски, затем сверка написанного на доске с шаблоном ответов)

Деятельность учителя

§ 2.4.2 РТ. №135(б), 138(б), 140

Ответь на вопросы:

    Какая алгоритмическая конструкция называется ветвлением?

    В каких формах может быть записано ветвление?

    Какие команды используются для записи полной формы ветвления?

    Какие команды используют для записи краткой формы ветвления?

    Какие условия для организации ветвлений называют простыми? Составными?

Выполнение теста

Деятельность учащихся

Решают у доски

Отвечают на вопросы:

Конструкция, в которой выбор действий зависит от конкретного условия;

В полной и в краткой форме:

Если, то, иначе, все

Если, то, все.

Условия, состоящие из одной логической операции, называют простыми, а из нескольких – составными.

Знать: алгоритмические конструкции «следование» и «ветвление» .

Уметь составлять алгоритм ветвления

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

3 этап.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Целеполагание

и планирование

- В строке без пробелов найди и удали понятия, не связанные с информатикой.

Удалив лишние понятия, вы получили ключевые понятия нашего урока.

Сформулируйте на их основе тему урока:

Так какова будет тема урока?

Тема урока:

Цели урока:

Узнать:

Познакомиться:

Научиться:

Удаляют: хромосома, суффикс, мел, глобус, числовой луч, теорема, вес, склонение, масштаб, перемещение

Повторение, циклический алгоритм, заданное условие работы.

Алгоритмическая конструкция «повторение».

Что такое «повторение» и почему его называют циклом?

С видами циклов;

Исполнять и составлять циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы.

Уметь форматировать символы (шрифт, размер, начертание, цвет) и абзацы (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Давайте узнаем, что такое «повторение» и почему его называют циклом?

Сделайте записи в тетрадях.

Познакомься с видами циклов (работа в паре)

Самопроверка с комментариями учителя:

Какие отличия вы увидели в записи 3-х циклических алгоритмов?

Вот первый алгоритм. Назовите его существенное отличие.

Как бы вы назвали цикл с таким условием?

Посмотрите на второй алгоритм, какое название вы ему придумали на основе анализа?

Посмотрите на третий алгоритм, какое название вы ему придумали на основе анализа?

Смотрят видео.

Записывают основное:

- повторение – это алгоритмическая конструкция действий, выполняемых многократно. Алгоритм с повторениями называют циклическим. Многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Шаблон записи цикла нц тело цикла кц.

Работают в паре, выделяют существенные отличия в записях различных циклических алгоритмов.

Мы видим, что у этих алгоритмов разные условия окончания работы и немного отличается порядок записи.

Он будет выполняться пока условие не выполниться.

Цикл с заданным условием продолжения работы;

Цикл с заданным числом повторений;

Цикл с заданным условием окончания работы.

Получить понятие о циклическом алгоритме и его видах.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие внимания

- формирование навыков создания структурированного конспекта

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Самостоятельная работа + взаимопроверка;

- Компьютерный практикум

Научись выполнять алгоритм с заданным условием продолжения работы

Научись составлять алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Чертежник

Выполняют самостоятельно РТ. №151(а), проводят взаимопроверку

Работают в системе Кумир РТ. №150(а, в)

Закрепить понятие о цикле с заданным продолжением работы

Уметь составить алгоритм

Познавательные УУД:

- формирование знаниевой компоненты по теме урока

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

6 этап. Рефлексия и оценивание

Можете ли вы назвать тему урока?

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, выставляют оценки

7 этап. Домашнее задание

§ 2.4.3 С. 81- 84 РТ. №148, 151(в)

Задание творческого характера:

Приведите примеры циклического алгоритма из:

    Повседневной жизни

    Из литературного произведения



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд








Назад Вперёд

Урок «Алгоритмы с повторением» продолжает знакомство шестиклассников с основными алгоритмическими конструкциями. Для связи с предыдущей темой – «ветвлением», и с целью проверки усвоения ключевых понятий темы в начале урока учащиеся выполняют интерактивный тест индивидуально на компьютерах, в зависимости от их количества. Тест создан по шаблону А. Н. Комаровского, содержит 5 заданий, сразу выдает оценку (Презентация 2 ). Цель теста – за короткий срок проверить степень усвоения материала на понятийном уровне. В это время остальные учащиеся с помощью интерактивного слайда обсуждают, как правильно расставить в блок-схеме команды алгоритма «признак делимости на 3», имея возможность на другом слайде увидеть правильную расстановку команд и ключевых слов. При создании слайда использованы макросы, позволяющие в режиме показа слайдов перемещать объекты (надписи) в заданную область. Макросы предложил David M. Marcovitz , оптимизировал А.Н.Комаровский .

Знакомство с новой алгоритмической конструкцией происходит на примере задачи «наполнить бочку». При создании слайдов, иллюстрирующих решение задачи, особое внимание уделено выделению повторяющегося действия, которое в итоге записывается один раз, а при повторном решении задачи повторяется несколько раз.

После демонстрации общего вида конструкции «повторение», закрепление идет по задаче из рабочей тетради «Маша и варенье». Заготовка пустой блок-схемы также вынесена на слайд, а ее заполнение идет перемещением надписей с применением вышеуказанных макросов. После обсуждения и правильной расстановки команд на слайде, учащимся предлагается проделать то же самое самостоятельно в рабочей тетради.

Для подведения итогов урока и рефлексии используется интерактивный тест «Алгоритмы с повторением», состоящий также из 5 заданий на ключевые понятия темы, и сразу выдающий оценку (Презентация 3 ). Оценивание учащихся происходит по итогам работы с тестами и вкладом в обсуждение и выполнение заданий. Переход от одного этапа урока к другому и от слайда к слайду осуществляется через управляющие кнопки. Работу с заданиями на слайдах можно организовать как при наличии интерактивной доски, так и без нее.

Цели:

  • развить представления учащихся о различных формах алгоритмов;
  • сформировать представление об алгоритмах с повторением.

Задачи:

  • повторить сведения об алгоритмах с ветвлениями;
  • научить выделять из задачи на повторение условие и действия;
  • научить исполнять алгоритмы на повторение.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран

ЦОР: Презентация 1 «Алгоритмы с повторением», интерактивные тесты: «Алгоритмы с ветвлением» (Презентация 2 ), «Алгоритмы с повторением» (Презентация 3 ). Все презентации содержат макросы, для правильной работы все макросы должны быть включены .

ХОД УРОКА


п/п
Этапы урока Содержание этапа Цель этапа Форма работы Деятельность учащихся Ресурсы
1. Тема урока, план урока (3 мин) Определение темы урока – разгадывание ребуса (Повторение) Активизировать мыслительную деятельность учащихся, повторить способы кодирования информации Фронтальная работа со слайдом Вспоминают способы кодирования информации в ребусах. Презентация 1 , слайды 1-3:
2. Повторение, проверка домашнего задания (5 мин) Повторение материала прошлого урока, проверка домашнего задания , задача № 34 Повторение основных понятий алгоритмов с ветвлением, проверка домашнего задания Индивидуальная работа с интерактивным тестом на компьютерах с получением оценки, фронтальная работа со слайдом «Признак делимости на 3» Выполнение теста «Алгоритмы с ветвлением» на компьютерах на оценку (по количеству компьютеров), остальные – восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Признак делимости на 3» Тест «Алгоритмы с ветвлением»,
(Презентация 2 );
Блок-схема «Признак делимости на 3»:
Презентация 1 , слайд 4,
Задача № 34: Оформите в виде блок-схемы признак делимости натурального числа на 3. Слайд 4 презентации (рис. 1) позволяет сделать это в интерактивном режиме. Для перемещения надписи в режиме показа нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по надписи (отпустить кнопку), затем щелкнуть левой кнопкой мыши по той области, в которую предполагаете переместить надпись. При ошибочном перемещении для исправления ошибки проделать то же самое. Слайд 5 позволяет проверить правильность выполнения задания.

Рисунок 1

3. Изучение нового материала (15 мин) Разбор задачи «Наполнить бочку» как примера алгоритма, где одно и то же действие повторяется несколько раз, знакомство с общим видом структуры Повторение Продемонстрировать алгоритм с повторением как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, а исполнять столько, сколько нужно. Коллективная работа со слайдами Обсуждение команд, нужных для решения задачи, выделение повторяющихся действий. Запись в тетрадь блок-схемы и команды повторения с ключевыми словами Презентация 1 , Слайды 7-18
Решение задачи «Наполнить бочку» сначала демонстрируется в виде линейного алгоритма перечислением всех команд, приводящих к решению задачи (Презентация 1 , слайды 6-9). Затем решение той же задачи оформляется в виде алгоритма с повторением (рис. 2), с выделением важных моментов: проверка условия, выполнение команды, возврат к условию, выход из повторения (Презентация 1 , слайды 10-14).
С помощью слайдов15-17 учащиеся знакомятся с новыми понятиями: цикл, общий вид структуры повторение в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке.

Рисунок 2

4. Закрепление нового материала
(10 мин)
Решение задачи «Маша и варенье» , задача № 46. Научить проводить анализ задачи с выделением условия, действий, необходимых для ее решения, расставлять команды в нужном порядке Групповая работа, самостоятельная работа с рабочей тетрадью Обсуждают в группах, предлагают варианты решения задачи, участвуют в расстановке команд на слайде, решают задачу самостоятельно в рабочих тетрадях , Презентация 1 , Слайды 18-19.
Задача № 46. Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.
Вопросы и задания к задаче (Презентация 1 , слайд 18 (рис.3)):
– выберите из предложенных надписей те действия, которые Маше придется повторять несколько раз.
– какая надпись может служить условием?
– в каком порядке нужно расставить надписи на блок-схеме?
(перестановку надписей может произвести один из учащихся)
– будет ли задача решена, если поменять местами «да» и «нет»?
С помощью слайда 19 можно проверить правильность расстановки команд на схеме.

Рисунок 3

5. Закрепление нового материала, проверка знаний. (5 мин) Интерактивный тест «Алгоритмы с повторением» Проверить степень усвоения материала по теме «Алгоритмы с повторением» Индивидуальная работа с тестом на компьютерах. Выполнение заданий интерактивного теста на компьютерах «Алгоритмы с повторением», исправление ошибок Тест «Алгоритмы с повторением»,
Презентация 3
6. Итоги урока.
(2 мин)
Оценки за тесты, фронтальную и групповую работу. Подведение итогов, рефлексия, осмысление проделанной работы Фронтальная работа Получение оценок, ответы на вопросы
7. Домашнее задание , п. 3.4,
, № 45
Индивидуальная работа с учебником, рабочей тетрадью Чтение учебника, выполнение упражнений ,

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Могут быть простыми, сложными, однако у всех из них есть общие черты. Вот по этим чертам и принято выделять три типа алгоритмов, с которыми мы и познакомимся.

В алгоритмах команды записываются друг за другом в определенном порядке. Выполняются они не обязательно в записанной последовательности. Могут существовать внутренние отсылки к различным командам.

Вообще, выполнение команд по алгоритму чем-то напоминает настольные игры, в которых участники по очереди бросают кубики и ходят по полям. Причем на полях могут быть комментарии в стиле: «Вернитесь на 2 клетки назад» или «Пройдите на 5 клеток вперед»

Более сложной моделью выполнения алгоритма является известная игра «Монополия» или «Менеджер»

Существенное отличие этой игры от простого выполнения алгоритма состоит в том, что конечной целью участников является не прохождение пути, а накопление денег при помощи определенных действий.

В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:

Линейные алгоритмы;

Алгоритмы с ветвлениями;

Алгоритмы с повторениями.

«Монополия»

«Монополия» относится к одной из самых популярных настольных игр. Ее правила достаточно просты и понятны каждому, кто хоть раз в нее играл.

На момент старта игроки обладают равным количеством наличных денег. Бросая кубики и передвигая свои фишки по закольцованному игровому полю, они приобретают участки недвижимости разных цветов. Оказавшись на приобретенном противником участке, игрок обязан выплатить тому установленную арендную плату. Выкупив все участки одной цветовой группы, участник может строить на них дома и отели, которые увеличивают размеры аренды. Цель всего происходящего банальна – разорить всех соперников.

Согласно официальным источникам – компании Parker Brothers, с 1935 года и по сей день выпускающей «Монополию», – легендарная настольная игра появилась на свет следующим образом. В 1934 году безработный инженер Чарльз Дарроу предложил вышеуказанной конторе выпустить придуманную им игру о торговле недвижимостью.

Обнаружив в настольной игре 52 дизайнерские ошибки, братья Паркеры отказали изобретателю. Тот с чисто американской предприимчивостью отправился в типографию, заказал 5 тысяч экземпляров игры и довольно быстро их распродал. Осознав, что прибыль утекает прямо у них из-под носа, Parker Brothers спешно приобрели права на «Монополию», и уже в следующем году она стала самой продаваемой настольной игрой в США, а Дарроу – живым воплощением американской мечты.

Однако вместе с тем известны и более ранние игры, поразительно напоминающие «Монополию». Выходит, Дарроу просто оказался первым, кто подсуетился и получил патент на «народную» забаву? И да, и нет. Расследования последних лет проливают свет на тайну происхождения «Монополии».

Во второй половине позапрошлого века в Соединенных Штатах жил и работал политэкономист Генри Джордж. Он предлагал заменить все поборы одним-единственным налогом – на землю. Проникшись его идеями, в январе 1904 года Мэги получает патент на настольную игру The Landlord’s Game, которая и правилами, и внешним видом напоминает нынешнюю «Монополию». Считается, что «Игра владельца земли» обладала двумя вариантами правил: сыграв партию по действующим законам налогообложения, игроки переходили к модели, предложенной Джорджем, – и якобы убеждались в ее необходимых преимуществах. Таким образом, игра была не развлечением, но инструментом идеологической борьбы.

До массового производства дело не дошло, зато The Landlord’s Game постепенно распространилась по Северной Америке в кустарных копиях. Всплеск интереса к настольной игре пришелся на годы Великой депрессии: тысячи безработных были рады вообразить себя денежными мешками хотя бы за игровым столом. Появление предприимчивого человека вроде Чарльза Дарроу стало делом нескольких месяцев – и он появился, на многие десятилетия присвоив славу единоличного изобретателя «Монополии».

Нашлись, конечно, и те, кто счел должным урвать кусок у правообладателей. Нелицензионные «Монополии» наводнили Китай. И в нашей стране выпускались и выпускаются стройные ряды клонов – «Маклер», «Кооператив», «Менеджер»

В свете недавнего переосмысления роли Дэрроу в создании «Монополии» и истечения действия авторских прав засудить такие компании не получится. Даже если предположить, что никакой Элизабет Мэги на свете не было, правила «Монополии» давно перешли в общественное достояние. Впрочем, часть патента Hasbro все еще держит при себе: дизайн фишек, графическое оформление, последовательность клеток на игровом поле.

Линейные алгоритмы

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.

Например, линейным является следующий алгоритм замены перегоревшей лампочки:

1. выключить выключатель света;

2. выкрутить перегоревшую лампочку;

3. вкрутить новую лампочку;

4. включить выключатель, чтобы проверить, что лампочка горит.

Алгоритмы с ветвлениями

Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идет дождь, мы берем зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем легкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.

Логику принятия решения можно описать так:

ЕСЛИ <условие>, ТО <действия 1>,

ИНАЧЕ <действия 2>

ЕСЛИ будут деньги, ТО купи хлеба, ИНАЧЕ не покупай.

ЕСЛИ будешь сегодня в центре, ТО набери меня, ИНАЧЕ не набирай.

ЕСЛИ уроки выучены, ТО иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки.

В некоторых случаях <действия 2> могут отсутствовать. Это может быть связано как с его очевидностью (как, например, в первом примере – понятно, что если у тебя нет денег, то хлеба ты купить просто не сможешь), так и с отсутствием необходимости в нем.

ЕСЛИ <условие>, ТО <действия 1>

ЕСЛИ назвался груздем, ТО полезай в кузов.

ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.

Изобразим в виде блок-схемы последовательность действий ученика 6 класса, забывшего ключи от квартиры, которую он представляет себе так: «Если мама дома, то я приду и сяду делать домашнее задание. Если мамы дома нет, то я пойду поиграть с друзьями в футбол, пока не придет мама. Если друзей на улице не будет, то покатаюсь на качелях до тех пор, пока не придет мама».

Необходимые и достаточные условия

Мы уже обсуждали с вами, что существуют необходимые и достаточные условия.

Примером необходимого условия может служить такое:

Чтобы стать врачом, необходимо получить медицинское образование.

Условие наличия медицинского образования является необходимым для работы врачом, однако не является достаточным. Действительно, не все выпускники медицинских вузов становятся врачами.

Примером достаточного условия может стать такое:

Для того чтобы стало прохладнее, достаточно включить кондиционер.

Это условие является достаточным: если включить кондиционер, то действительно станет прохладнее. Однако это условие не является необходимым, ведь для достижения той де цели можно включить вентилятор, открыть окно и т. п.

Конечно же, существуют необходимые и достаточные условия одновременно (такие условия называются равносильными). Например:

Для того чтобы наступило лето, необходимо и достаточно, чтобы закончилась весна.

Действительно, если весна закончилась, то наступает лето, а если весна не закончилась, то лето наступить не может. То есть условия окончания весны и начала лета являются равносильными.

Понятия необходимого, достаточного и равносильного условий очень важны в таком разделе математики, как математическая логика. К тому же, они очень часто встречаются при доказательстве различных теорем.

Алгоритмы с повторениями

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Например, если вам необходимо перебрать ящик с яблоками, чтобы отделить гнилые от спелых, то нам необходимо повторять следующие действия:

1. Взять яблоко.

2. Посмотреть, не гнилое ли оно.

3. Если гнилое – выбросить, если нет – переложить в другой ящик.

Выполнять этот набор действий необходимо до тех пор, пока не закончатся яблоки в ящике.

Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением).

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.

Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

Рассмотрим алгоритм работы будильника на телефоне, который должен зазвонить в 8:00 утра, а затем звонить через каждые 10 минут, до тех пор пока его не выключат.

В этом случае его блок-схема выглядит так: (блок-схему (рис. 9.) см. в конце конспекта)

На этом уроке мы обсудили три типа алгоритмов – линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями и алгоритмы с повторениями.

На следующем уроке мы на практике обсудим составление алгоритмов.

Решето Эратосфена

Вспомним определение простого натурального числа.

Натуральное число называют простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число. Остальные числа называются составными. При этом число 1 не является ни простым, ни составным.

Примеры простых чисел: 2, 3, 5, 7.

Примеры составных чисел: 4, 6, 8.

В III веке до нашей эры греческий математик Эратосфен предложил следующий алгоритм для нахождения всех простых чисел, меньших заданного числа п:

1. выписать все натуральные числа от 1 до n;

2. вычеркнуть 1;

3. подчеркнуть наименьшее из неотмеченных чисел;

4. вычеркнуть все числа, кратные подчеркнутому на предыдущем шаге числу;

5. если в списке имеются неотмеченные числа, то перейти к шагу 3, в противном случае все подчеркнутые числа – простые.

Это циклический алгоритм. При его выполнении повторение шагов 3–5 происходит, пока в исходном списке остаются неотмеченные числа.

Рассмотрим результат этого алгоритма. Выпишем все простые числа от 1 до 25.

Выпишем числа от 1 до 25.

Вычеркнем 1. Теперь подчеркнем двойку. Вычеркнем все четные числа.

Так как не все числа отмечены, то подчеркиваем 3. Теперь вычеркиваем все числа, которые делятся на 3.

Так как не все числа отмечены, то подчеркиваем 5. Теперь вычеркиваем число 25.

Так как не все числа отмечены, то подчеркиваем 7.

Вычеркнуть ничего нельзя, но не все числа отмечены, поэтому подчеркиваем 11.

Вычеркнуть ничего нельзя, но не все числа отмечены, поэтому подчеркиваем 13. Снова нельзя ничего вычеркнуть – подчеркиваем 17, затем 19 и 23.

Теперь все числа отмечены.

Получаем простые числа: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23.

Литература

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Последние материалы раздела:

"Андроид": установка приложений на карту памяти

Большинство владельцев устройств на Андроид рано или поздно сталкиваются с проблемой нехватки внутреннего пространства для хранения файлов ....

Какой выбрать процессор для домашнего пк, обзор лучших моделей
Какой выбрать процессор для домашнего пк, обзор лучших моделей

Единого мнения по поводу того, какой процессор лучше, не существует. Как минимум потому, что ПК собирают для обеспечения разных задач. В...

Разблокировать Bootloader HTC
Разблокировать Bootloader HTC

Из данной инструкции вы узнаете как разблокировать загрузчик (unlock bootloader) на смартфонах HTC при помощи официального способа. Есть еще один...