Азы языка паскаль. Паскаль для начинающих (3 урока по основным типам алгоритмов). Подготовка к работе

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal . Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

1. Подготовка к работе

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор» ? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:
  1. Прописных и строчных букв латиницы: A...Z, a…z;
  2. Цифр: 0...9;
  3. Специальных символов: + - * / = < >.,:; ‘ # () { } и их комбинаций: «>=» «
Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; - заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

3. Создание первых программ

Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

Program Programma1;
begin
end.

Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

Program Programma1;
begin
write(" Pascal ");
end.

Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

3.1. Операторы write, writeln, read, readln
Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Program Programma1;
var A:integer;
begin
writeln("A= "); read(A); {ввести значение и «прикрепить» его к переменной A}
write(A); {Вывести значение переменной A}
end.

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Program Programma1;
var A:integer;
begin
readln(A);
write("A= ", A); {строка будет выглядеть так: «А= " введенное значение А " „}
end.

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal
Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

Целые типы данных (для целых чисел):
- byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
- word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
- integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
- LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
- ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
- Real
Занимаемая значением типа – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
- Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
- Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.
Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:
  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);
Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

Abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Условия
Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

If (условие 1) then (действие 1 - основное) else (действие 2 - альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

And – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

Not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

Program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

Or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

Xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

Program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой
Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

Program Metka;
label 1,2;
var A, B:integer;
begin
readln (A);
2: if A=5 then goto 1; {2: - действие после перехода на соответствующую метку,}
A:=A+1; {goto - переход на метку}
goto 2;
1: write (A);
end.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля - первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля.

Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам.

В принципе, это недалеко от правды, но для таких результатов нужен опыт и репутация. А начинать нужно с самого простого. Мы рассмотрим, какие шаги необходимо выполнить человеку, который вообще ничего не знает о написании программ, чтобы в будущем ездить на Бали и покупать недвижимость.

Cодержание:

Шаг первый. Подготовка

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что изначально не смогли правильно расставить приоритеты.

Они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн.

В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле.

Более того, там вообще не отображается само написание кодов , нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Также в фильмах показывают, что программистом может стать любой человек без знаний, опыта и даже без серого вещества в мозге. В данном случае можно вспомнить фильм «Кадры».

Так что если вы просто пропитались духом всевозможных кинолент и хотите самостоятельно начать «кодить», программирование – это явно не для вас .

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование это:

  • часы, а иногда и сутки монотонной работы , во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным;
  • бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области;
  • однотипные проекты с заказчиками , которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Что касается последнего, то вам обязательно стоит посмотреть ролик про семь красных линий разного цвета , одна из которых в виде котенка. В принципе, это близко к правде, так как заказчики часто требуют невозможного. Также бывает, что они заказывают что-то, но результат их постоянно не устраивает.

https://youtu.be/nU0Fy5JXOtY

Если вы все это осознаете и готовы окунуться в удивительный мир программирования, то приступайте к следующему шагу.

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

1 Pascal .

2 C++ .

3 PHP и все, что связано с веб-программированием, а также SQL (это система, предназначенная для работы с базами данных путем запросов).

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Совет: Сделайте свой выбор сразу! Вы должны точно знать, в каком направлении будете развиваться и что изучать в дальнейшем.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Внимание! В какую бы компанию вы не устроились после обучения, вас будут переучивать под себя. Поэтому вы должны просто понимать сам принцип написания программ. А для этого нет ничего лучше, чем Pascal.

Шаг третий. Изучение компиляторов

Для справки: Компилятор – это техническое решение, предназначенное для перевода вводимых команд в машинные инструкции, грубо говоря, в нолики и единички, то есть в такую интерпретацию, на которой машина будет понимать, что ей делать.

Собственно, все свои программы вы будете писать, и выполнять именно в компиляторах.

Если вы решили последовать нашему совету и начать с Паскаля, то вам следует скачать Free Pascal. Этот компилятор абсолютно бесплатный и распространяется на официальном сайте .

Как видим, выглядит он достаточно «старомодно», но программирование начинается именно с этого. Кстати, компилятор C++ выглядит практически так же.

Называется он Turbo C++ (скачать его можно ).

Что касается Паскаля, то существует также GNU Pascal, Turbo/Borland Pascal, TMT Pascal и Virtual Pascal. А для С++ можно использовать Borland C++, +, Dev C++, GCC и Eclipse.

Но это, как мы говорили выше, только начало. Останавливаться на этом нельзя. Когда вы сделали выбор относительно своего направления, можно переходить к более сложным компиляторам.

Вот список наиболее популярных на сегодняшний день компиляторов в зависимости от направлений деятельности:

    Что касается Delphi , то компилятор там так и называется. Существует также Embarcadero Delphi и некоторые другие модификации. Делфи 7 можно скачать на многих сайтах, к примеру, . Если вы выбрали C, C++ или C#, то вам нужна Microsoft Visual Studio. Загрузить ее можно прямо на официальном сайте производителя.

    Если говорить об Assembler и других языках, которые практикуются в робототехнике , то здесь сразу необходимо скачать MASM , если вы работаете на Windows. А вообще, в зависимости от выбранной вами сферы деятельности и компании, на которую вы устроитесь работать, компиляторы могут быть самыми разными. Некоторые фирмы пишут собственные решения для обработки кода. Поэтому, если вы выбрали робототехнику, лучше изучить соответствующие книги и делать все, как там говорится. Об этом мы еще поговорим.

Также существует множество онлайн компиляторов. Они полезны тем, что обслуживают множество языков программирования и не требуют установки – очень удобно!

Вот наиболее популярные из них:

Это уникальный сервис, который позволяет создать несколько виртуальных компьютеров и делать на них все, что угодно, в том числе и компилировать шифры.

Виртуальные машины будут работать под управлением . На них вы можете хоть удалить системную папку, установить абсолютно любую программу и так далее.

А теперь приступим к написанию вашего первого шифра (кода). Сделать это можно даже без книг и длинных инструкций.

Шаг четвертый. Первый код

Для первого кода мы будем использовать первый язык и первый компилятор, который мы советовали выбирать выше. Это Паскаль и Free Pascal.

Одна из самых простых программ пишется следующим образом:

1 Скачайте Free Pascal по ссылке выше и запустите его на своем компьютере.

2 Введите следующее: «program [название];» . То есть если вы хотите, чтобы программа называлась «hello», необходимо ввести «program hello;».

3 Введите инструкцию «begin» . Это означает, что код, который в дальнейшем нужно будет выполнить, начался.

4 Используем одну из самых распространенных в Паскале конструкций «writeln(‘[какой-то текст]’);» . Она просто выводит на экран текст. Который содержится в скобках и кавычках. Мы введем сочетание «Hello, world!» . Обычно свой путь в большой мир разработок ПО начинают именно с этого. Таким образом, следующая строчка будет выглядеть как «writeln(‘Hello, world!’);» .

5 Чтобы закончить исполняемый шифр, введите «end.» (обязательно с точкой в конце).

6 Теперь нажмите кнопку «F9» , чтобы запустить то, что написали. Вы увидите, как на экране появились слова «Hello, world!» . Это и требовалось!

Чтобы начать свое знакомство с другими языками, в книгах обычно также приводятся инструкции по написанию «Hello, world!» , то есть инструкции, которая просто выводит такой простой текст на экран.

Итак, вы осилили свой первый шифр! Начало положено. Теперь переходите к интенсивному обучению.

Шаг пятый. Пройдите онлайн тренинг

Преимущество онлайн уроков в том, что вы все видите наглядно, причем от начала до конца.

Поэтому новичкам лучше все-таки начинать свой путь именно с онлайн тренингов. Вот лучшие курсы на русском языке:

Если вы выбрали Python, ознакомьтесь с трудом МакГрата «Программирование на Python для начинающих» .

Шаг седьмой. Будьте в курсе

Когда вы достаточно изучите материал по выбранному направлению и уже будете иметь определенный опыт, вам необходимо постоянно следить за тенденциями развития рынка программного обеспечения.

Здесь речь идет вот о чем:

Все это нужно для того, чтобы вы могли вовремя перестроиться.

Допустим, вы решили заниматься определенным видом программирования, изучили технологию и готовы идти на работу, чтобы подать резюме.

Ваши данные рассматривают, но говорят, что компании нужен специалист иного профиля.

Вот чтобы таких ситуаций у вас было как можно меньше, вы всегда должны знать, какие области разработок сейчас пользуются наибольшей популярностью.

Важно! Изучайте как общемировые тенденции, так и ситуацию в своем городе, где вы собираетесь работать. Если хотите быть фрилансером, изучайте заказы на различных биржах и на форумах.

Все это позволит вам развиваться и работать в правильном направлении, не упуская драгоценное время.

Это очень важно в наше время, так как тенденции программирования меняются не то, что за несколько месяцев, за несколько дней!

Если вы изучали те или иные методы написания программ два или три года назад, сейчас все это уже точно неактуально.

Шаг восьмой. Найдите учителя

Лучше всего найти персонального наставника, который будет подсказывать вам, что и как лучше сделать в том или ином случае.

Такой вариант имеет множество положительных сторон, главная из которых заключается в наличии персонального подхода к вам лично.

Кроме того, если будут возникать проблемы, учитель поможет вам их решить. А найти наставника можно следующими способами:

1 Поступите в ВУЗ . Да, программы обучения в постсоветских странах могут быть достаточно устаревшими, но основы, тот самый принцип программирования, некую основу всего постигнуть вы точно сможете

2 Различные курсы. Существует огромное количество курсов, где люди собираются в каком-то офисе и преподаватель, точно так же как в ВУЗе, объясняет то или иное понятие. Обычно такие курсы проходят очень интенсивно, и ученики быстро осваивают нужную информацию.

Разумеется, услуги преподавателя будут стоить денег, зато учеба будет весьма продуктивной, и вы сможете узнать много нужной информации.

Шаг девятый. Анализируйте чужую работу

Это очень интересный метод, который позволяет вам очень быстро развиваться. Дело в том, что разобраться в чужом коде очень непросто, на это способны единицы даже профессиональных программеров.

Если вы займетесь этим в самом начале своей деятельности, наверняка, в будущем сможете пожать отличные плоды.

Более того, это позволит вам в будущем становится руководителем проектов, так как у вас будут способности корректировать работу других людей.

Если конкретнее, вам нужно делать следующее:

  • думайте, как можно было бы оптимизировать шифр, то есть уменьшить листинг;
  • ищите ошибки и недоработки без компилятора и с ним;
  • Работа и, соответственно, заработок у вас в кармане! А если это не так, тренируйтесь дальше. Вы хотя бы узнали, какие задания нужно выполнять для приема на работу.

    В любом случае, уделяйте этому достаточно времени и тогда у вас все получится!

Язык программирования «Pascal» подходит многим пользователям компьютера и одобрен Министерством Образования Российской Федерации. Большинство начинающих программистов и разработчиков консольных программ считают его эталоном при изучении языка программирования начального уровня. На нашем скромном сайте нет споров по этому поводу.

Во многих школах России ученики работают на старом Turbo Pascal, который был выпущен 1980 году. Его оболочка создана под дисковую операционную систему DOS. Работа в древней версии Pascal на компьютерах нового поколения - это просто смешно.

Сделав выводы, я подобрал для этого сайта российскую систему программирования PascalABC.NET. Эта среда разработки работает на бесплатной основе, оснащена собственным редактором кода, позволяет «создавать» приложения разных типов.

В PascalABC.NET вы «пишете» приложения консольного типа, то есть без графической оболочки и интерфейса и графические программы, которые запускаются в OS Windows. Главная особенность этой версии языка «Pascal» - это его простота и функциональность платформы. NET. Перейдите на сайт pascalabc.net, чтобы установить PascalABC.NET.

Основная настройка PascalABC.NET.

Работая в этой среде программирования, вы, наверное, не входили в настройки и ничего не меняли вручную. Небольшие изменения и настройка параметров системы программирования упростит работу с «Pascal».

Откройте меню «Сервис» и выберите пункт «Настройки».

Выберите вкладку «Редактор» и укажите галочки для важных пунктов инструментальной программы. По желанию, можно изменить шрифт и его кегль.

Перейдите в «Опции компилятора».

Снимите галочку с пункта «Удалять EXE файл». После этого, вы запустите приложение, написанное под консоль без входа среду разработки. Если приложение создано в исполнительном файле – его можно запускать с любого источника без «Паскаля».

Откройте раздел Intellisense.

Поставьте галочки, как показано на скрине.

После настроек среды программирования проверьте результат. В этом уроке воспользуемся функцией Intellisense.

Когда вы вводите «оператор» или прочие данные, появляется подсказка. Прокручивайте список, используя «Стрелки».

Начните писать приложение в PascalABC.NET, используя набор готовые шаблоны текста (snippets). Напишите несколько символов кода и щёлкните сочетание клавиш «Shift + Пробел», чтобы вызвать список с шаблонами.

Основные шаблоны программы

Две особенности, которые отличают Pascal Abc от «старой версии».

На скриншоте видно, что в PascalABC.NET операции, которые позволяют умножать, делить, складывать и вычитать числа вводятся быстрее и удобнее. Короткий способ пригодится, если эта операция сменяет указанную переменную.

Посмотрите пример:

Отличительная черта нового Паскаля: переменные могут указываться в теле программы. Такая особенность помогает при написании длинного кода для приложения. Допустим, в вашем коде не указана какая-то переменная. Есть два варианта: поверить весь код, вернувшись в начало, а потом дописать её в разделе, где «объявляются переменные» или написать в самом «теле».

Для закрепления знаний, решите задачу на обмен значениями.

Последний плюс новой версии инструментального ПО - определение типов в автоматическом режиме.

На этом все!

Подпишитесь на наш сайт и не забывайте нажимать по кнопкам!

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Особенности системы PascalABC.NET

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

Примеры программ на PascalABC.NET

Сумма вводимых целых чисел

Произведение целых чисел

Сколько нечетных среди n введенных

Защита от неверного ввода

Вывод 10 первых степеней двойки

Найти сумму цифр целого положительного числа m

Разложение числа на простые множители

Паскаль для начинающих – основные понятия

Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

Рабочая область

Как выглядит рабочее пространство?

Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

Алфавит Паскаль

Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.

Что к ним относится:

  1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
  2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
  3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
  4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
  5. Служебные слова:
  • and – и;
  • array – массив;
  • begin – начало;
  • do – выполнить;
  • else – иначе;
  • for – для;
  • if – если;
  • of – из;
  • or – или;
  • procedure – процедура;
  • program – программа;
  • repeat – повторять;
  • then – то;
  • to – до;
  • until – до (= пока);
  • var – переменная;
  • while – пока.

Cледует учесть: константы, операции не должны носить те же названия, что и служебные слова (длина – любая).

Структура программы

Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?

По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

  • название;
  • данные;
  • действия.

Обратите внимание: переменные нужно перечислять через запятую, а после через «:» указать их тип. Завершить написанное «;».

Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.

Структуру можно представить так:

Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

Операторы write, writeln, read, readln

Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

Вывод

Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln .

В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

Ввод

Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

Целый тип данных

Выделяют 3 основных вида:

  1. Integer.
  2. Byte.
  3. Longint.

С ними также проводят простые действия:

  • сложение – «+»;
  • вычитание – «-»;
  • умножение – «*»;
  • деление – «div».

Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).

Вещественные типы данных

К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у) 10 заменяется Е и число имеет запись:

С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

  • квадратный корень – sqrt;
  • абсолютная величина – abs;
  • квадратичная функция – sqr;
  • синус – sin;
  • косинус – cos;
  • арктангенс – arctan;
  • натуральный логарифм – ln;
  • экспонента – exp.

Обработка данных

Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

  • целая часть числа – int;
  • дробная часть числа – frac;
  • получение целой части числа – trunc;
  • округление до целого – round;
  • преобразование порядкового типа – ord;
  • преобразование кода в символьный тип – chr;
  • определение предыдущего значения величины – pred;
  • определение последующего значения величины – succ.

Математические операции

Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

Простые включают в себя подтипы:

  • целые – integer;
  • логические – boolean;
  • символьные – char;
  • перечисляемые;
  • интервальные;
  • вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

Структурированные делят на:

  • массивы – array;
  • записи – record;
  • множества – set;
  • файл – file.

Для каждого типа характерны свои наборы операций.

Условия

Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

Схема представлена на рисунке ниже.

Логические операции

Операции основаны на истине факта или его лжи.

Выделяют 3 вида таких функций:

  1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
  2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
  3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).

Функции управления программой

Какие еще существуют процедуры:

  • Inc – увеличение числа;
  • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
  • Uses crt – запуск clscr;
  • Length – возвращение длины строки;
  • Val – преобразование строки в число;
  • Pos – отыскать в строке первое преобразование;
  • Assign – связывание переменной с файлом;
  • Upcase — перевод строчных букв в заглавные.

Заключение

Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о той системе программирования, в который и будет творится «магия». Вместе с нами вы решили уже более 70 (!) задач, и теперь пришло время, когда вам следует перейти на новый уровень взаимодействия с PascalABC.Net.

Небольшое предисловие.

Многие люди и, в том числе, Министерство Образования Российской Федерации считают, что лучший язык для изучения программирования - Паскаль. И наш скромный сайт не будет с этим спорить. К сожалению, во многих школах России бедные дети вынуждены заниматься на старом Turbo Pascal 1980 года выпуска, который разрабатывался еще для древней ДОС. В эпоху современных компьютеров это просто смешно. Поэтому для этого сайта я выбрал российскую систему программирования PascalABC.NET. Она бесплатна, имеет редактор кода, позволяет писать консольные и графические программы для операционой системы Windows. Но самое важное это то, что эта версия Паскаля сочетает в себе простоту языка Паскаль и мощь платформы. NET.

Для того, чтобы установить PascalABC.NET вам следует перейти на сайт .

Все условности соблюдены, и мы начинаем!

Первоначальная настройка PascalABC.NET.

Уже целый месяц вы программируете в этой СП (Системе программирования), но, наверняка, вы ни разу не залезли в настройки и ничего там не меняли. А надо. Это значительно облегчит нашу работу.

Сначала зайдем в Сервис -> Настройки.

Выскочит вот такое окошко.

Откройте вкладку «Редактор».

Проставляем галочки и выбираем шрифт.

Хотя, как видно на скриншоте, в настройках стоит шрифт Times New Roman, но потом я все-таки поменял его обратно на Courier New. Наверное, уже привык.

Переходи в «Опции компилятора».

Уберите галочку напротив «Удалять EXE файл.».

Зачем мы оставляем EXE-файл? Это файл консольного приложения, с помощью которого вы или ваш друг сможете запустить программу без открытия СР.

Открываем Intellisense.

Проставьте галочки, как показано на скриншоте.

Теперь, давайте, протестируем результат. Основная функция, которую мы будем использовать на данном этапе обучения - это Intellisense.

Когда мы начинаем вводить оператор или что-нибудь другое, высвечивается подсказка. Стрелочками можно прокручивать список. Mission Complete!

Для того чтобы облегчить набор программы в PascalABC.NET предусмотрены шаблоны текста (snippets ). Для вызова шаблона набираем несколько специальных символов и нажимаем клавиши Shift + Пробел .

Вот список шаблонов, которой уже может пригодиться нам .

| означает позицию курсора после вставки шаблона

Begin | end;

Begin | end.

Program ; begin | end.

Еще одна новая способность! Теперь вы не забудете тип переменной.

Два важных отличия от стандартного Паскаля.

Если вы внимательно смотрели на скриншот, то должны увидеть, что в PascalABC.NET операции умножения, деления, сложения и вычитания можно производить более удобным и коротким способом, но только если эта операция изменяет указанную переменную. Поясню на примере:

// Начало программы. var i: integer; i:= 3; i += 1; { i = 4 } i *= 2; { i = 8 } // Конец программы.

И вот еще одна особенность: переменные могут объявляться в теле программы. Зачем это делать? Представьте, вы написали длинный код и тут понимаете, что забыли указать какую-либо переменную. Конечно, вы можете вернуться в начало и дописать ее в разделе объявления переменных, но зачем? Гораздо удобнее написать ее тут же.

Решим задачу на обмен значениями, пользуясь полученными знаниями.

Program Obmen; var x, y: real; begin write("Введите x, y: "); readln(x, y); var tmp: real:= x; //вводим новую переменную и сразу вводим ее значение. x:= y; y:= tmp; writeln(x," ", y); end.

И последняя особенность на сегодня - автоматическое определение типов. Пример:

Program Example; var n:= 2; // Переменная целого типа x:= 3.14; // Переменная вещественного типа begin var c:= "q"; // Переменная символьного типа var s:= "Pascal"; // Переменная строкового типа var b:= True; // Переменная логического типа var r:= x; // Переменная того же типа, что и переменная x end.

Все!

Подписывайтесь на наш сайт и не забывайте кликать по кнопочкам!

Последние материалы раздела:

Как изменить указатель (курсор) мыши на компьютере?
Как изменить указатель (курсор) мыши на компьютере?

Многим нравится разнообразие и оригинальность, и пользователи ПК не исключение. В связи с этим некоторых юзеров не удовлетворяет стандартный вид...

Причины, по которым компьютер не видит компьютеры в сети Комп не отображается в сетевом окружении 10
Причины, по которым компьютер не видит компьютеры в сети Комп не отображается в сетевом окружении 10

Локальная сеть позволяет установить соединение между несколькими компьютерами в одном помещении, наладив совместный доступ к файлам. В результате...

Добавляем новую страницу в документе MS Word
Добавляем новую страницу в документе MS Word

Довольно часто в процессе редактирования документа, возникает необходимость пронумеровать странички. Нумерация страниц в Word может размещаться на...